АНТИПЕРСОНАЛЬНАЯ ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА СЕМЕНА МОТОЛЯНЦА, КОТОРЫЙ ПОНЯЛ, ЧТО ОН НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ
Я ничего не понимаю в современном искусстве, да и в классическом тоже, поэтому я позвал на помощь четырех кураторов. Вначале мне хотелось скрыть факт своей некомпетентности, но потом я решил вынести его в заголовок.
Когда начинаешь делать любой проект, сначала выстраивается замысел, которому будешь следовать. Выбирая язык и тематику, каждый понимает, что, выбрав одно, он вынужден оставить за рамками проекта все лишнее. Этот элемент выбора есть сложная и очень важная задача для каждого автора. Проектное мышление приводит и сводит работу к узкому выбору, именно сужение тематики и конкретность задачи помогает достичь успеха в определённой сфере , но в тоже самое время инструментализирует нас, превращает в функцию и создает определенную одномерность. Нельзя объять необъятное. Но именно объять необъятное и существует жажда, не хочется приземлять свои мечты, особенно в наше время, когда оно диктует нам выбирать рациональный образ мысли и действий во имя выживания. Это выставка родилась из наблюдений за собственной внутренней методикой работы в мастерской . Мне хочется делать всё, не отказываясь ни от каких находок, не предпочитая медиа, не выбирая из них приоритетные модели, потому что, по моим наблюдениям, в этом выборе кроется самоцензура, вырождающаяся в репликативность. Персонажность или другие методики, которые позволяют работать с различными языками одновременно, не интересуют меня в этом случае. Мне нравится делать параллельно несколько проектов, которые как бы дополняют друг друга, это конструкция смещения главного, работа с периферийными идеями, хотя, кто играет второстепенные роли в этом спектакле, до конца понять невозможно. Проект конструируется из доверия методике рассредоточенного внимания, и отрицания модели работы «художник – машина для производства искусства». Понимая все слабые стороны такого подхода к построению выставки, я призываю к помощи 4 кураторов, которые ведут исключительно по одному залу выставки, по одному направлению выставки, не работая с общей историей, которая в этом случае выстраивается в ходе работы . Кураторы помогают не выстравать иерахичность значений при таком подходе . Чаще куратор выступает дирижером в коллективных выставках, где у отдельных произведений различных художников есть возможность выступить в более сложной конструкции – проекте.
В этом проекте мы сотрудничаем с кураторами немного с другого ракурса, это антиперсональная выставка, в определенном смысле – где куратор работает с фрагментом выставки. Цель – не расслоиться и не прийти к мультиинструментализму, а, скорее, попытаться ухватить то, от чего, так или иначе, рано или поздно придется отказаться. Условия и возможности очень остро диктуют методику работы любого художника. Каждый из заявленных кураторов во взаимодействии со мной, надеюсь, поможет мне найти тот неявный вывод, который сможет обобщить метод элементов выставки , обозначит, где «общее», если оно вообще существует, этот вывод может привести к определенному отказу, а следственно, и очищению методики работы. Ведь прием и язык не может быть подлинным интересом художника, по моему пониманию роли художника, как таковой. Язык, стиль , прием, важный элемент наличия автора, в тот же самый момент – это те границы загона, в котором мечется их создатель. Думаю, что важно обнаруживать их и после ломать эти границы не во имя расширения поля искусства – это как раз-таки пустая иллюзия, а во имя придумывания себе сложных задач – сверхидей. Чтобы не выйти в производство, не превратится в заводик по изготовлению художественной продукции – к чему безусловно и должен привести успех зрительского отклика. Ведь это, скорее, помехи: и хваленая трудоспособность, и чрезвычайная эффективность. И все остальные признаки плодотворной и творческой личности. Что увидит каждый из кураторов, сложится ли такая рабочая схема, предсказать трудно, но, надеюсь, мы увидим отличия взглядов на понимание моей деятельности как художника. Я же, в определенном смысле, здесь – Скользкий человек, не желающий определяться, не желающий делать выбор. Потому что, по моему мнению, должно быть какое то социальное значение в работе художника, возможность быть агентом изменения окружающего мира, а если это не открывается, значит, время искать. В принципе, я понимаю, что дезориентирован в поиске методики создания искусства, которое мне подходит, как органичная форма или язык – почему же эта рассредоточеность не может стать лейтмотивом выставки?