Семён Мотолянец (р. 1982) — художник белорусского происхождения, уже давно живущий в Петербурге. Имея за спиной традиционное живописное образование в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица в сочетании с программой «Школа молодого художника» фонда «ПРО АРТЕ», Семён продолжает работать в традиционном медиуме живописи, но привносит в него современный метод деконструкции. Кроме того Мотолянец активно развивается в жанре перформанса, начав в составе дуэта «Мыло» с Дмитрием Петуховым, а затем занявшись индивидуальной практикой. Семён — один из немногих, кого можно с полной уверенностью назвать постконцептуалистом. Наличие текста в его произведениях играет чуть ли не главенствующую роль. Живопись перекрывается текстовыми сообщениями-манифестами, всегда очень ироничными и острыми, — критика современного искусства и арт-рынка идут вплотную с темой самоидентификации художника. Словно по инерции создавая вполне традиционные произведения, Мотолянец вдруг взывает к собственному разуму, обременённому постмодернистским сознанием, и с помощью текстов деконструирует свои работы. Представленные на выставке «антифорточки» — это противопоставление серии «форточек» Мотолянца, где текст также играл немалую роль. В своих новых работах художник словно отказывается от текста, заменяя его осколками и обломками дверей — вещами, мусором, следами человеческой жизни, воплощённой в материи. Но эти вещи — всё тот же текст, текст предмета, пространство вещей, их материальность. Используя части дверей, Семён буквально представляет деконструированный предмет, расщеплённый на составные части. Помимо «антифорточек» на выставке представлена одна из «люстр» — произведение из уже узнаваемой серии художника. В подобных работах Семён также использует текст, где тема художника как машины по производству искусства напрямую связывается с широким спектром актуальной проблематики художественной среды — проблемами производства нематериальных ценностей, депрофессионализации и снова самоидентификации художника Лизавета Матвеева
«Очень искусственный выбор» — новый проект художника Семена Мотолянца, в котором объединены произведения из нескольких тематических серий, созданные специально к выставке в Marina Gisich Gallery: первобытнообразные объекты-черепа; живопись, уводящая в пространство «по ту сторону» холста; коллажи и композиции, скомпонованные из фрагментов рабочих материалов. Центральную часть экспозиции составит серия скульптурных человеческих голов, выдолбленных из булыжников. Визуально они создают иллюзию присутствия находок архаических времен, случайно затесавшихся в современный контекст. Возникает ощущение, что эволюции как таковой не существует, что людская жизнь — это не путь постепенного развития и становления, а просто проживание времени. Человеку попадают в руки новые инструменты, но подходы и методы не меняются. Он пытается загнать лося, чтобы насытиться, сохранить тепло при помощи одежды, и так изо дня в день. В современной ситуации, по мнению художника, происходит то же самое: бесконечный труд ради прокорма себя и своего потомства при помощи новых инструментов. На периферии остается еще что-то, возможно, это искусство сродни тому, что создавалось в первобытную эпоху, целью которого были не авторство и высокий стиль, а дополнительное времяпровождение и способ организации досуга. Отсюда возникает интерес к, казалось бы, лишнему элементу, по сути своей, бесполезному. Семен Мотолянец: «Наблюдения за тем, как в рабочих интерьерах организуется красота, вылились для меня в целое визуальное исследование. Украшательство, которым занимаются рабочие в редкие свободные минуты, не решает вопросы эстетического. Оно подобно тому, как дорожный рабочий пишет свое имя на асфальте, или как маляр остатками краски пробует свои силы в изображении чего-либо. Безусловно, я, как художник, не пытаюсь вжиться в образ подобного рабочего. Хотя мой метод работы стремится к такой форме, я все же анализируя визуальное рабочей среды, пытаюсь перестроить изображение и формы, задействуя то «обычное», что остается незамеченным при взгляде из среды созидательного рабочего процесса. Здесь обнаруживаются разные измерения взаимодействия с одинаковыми субстанциями. С одной стороны, опилки из столярной мастерской становятся элементами объемных коллажей, с другой— композиции, где принципиально, что обрезок остается нетронутым, не преобразованным, а лишь скомпонованным в пространстве. Интерес лишь в том, что он отброшен из производства, как ненужная часть материи. Рассматривая все эти вдохновляющие меня вещи, я пришел к выводу, что надо провести повторный отбор среди, казалось бы, уже отброшенных элементов, провести искусственный выбор и еще одну выбраковку. Картины в проекте тоже носят элемент брака, позволяющий взглянуть за рамки изображения и тем самым будто бы нейтрализовать вещь». В процессе подготовки выставки куратор Керим Рагимов интервьюирует художника Семена Мотолянца. Вопросы Рагимова напрямую не связаны с содержанием выставки, поскольку Рагимов заведомо не знает, над чем Мотолянец работает в данный момент, и обращаются к полю бессознательного. Диалог будет представлен на выставке в виде переписки, а фигура куратора как такового в данном проекте «растворяется в дымке», создавая ощущение незримого «духовника».