В последнее время очень много выставок транслируют идеи «квартирника», создают декоративные ситуации жилых квартир. Задача таких экспозиции обозначить жилое пространство человека, отделив его от пространства общественного. Выстраивание такой оппозиции говорит о понимании личного пространства для проживания, как «скрытого» пространства. Экспозиции такого типа говорят о недоверии к функции пространств общественного. Это связано с политической повесткой, которая демонстрирует , что нам больше ничего не принадлежит в зоне общественного, оно должно быть стерильно от взаимодействия и политики. Общественное должно стать зоной социального договора, или зоной социального компромисса. Снова личное пространство, будь то кухни, или гостиной, призвано стать сценой реально происходящего действия в нашей истории. Это отступление и оставление позиции, которую культура не смогла отстоять у надвигающейся глобальной ситуации , где искусство и культура безопасны для действующих фигур власти. Наш интерес это возможность увидеть жилое пространство в тривиальном значении. Ковер, диван, телевизор, книжный шкаф, которые повсеместно используются в выставках о жилом пространстве, против сегодняшнего матраса на полу, лэптопа, электрочайника и горы зарядных устройств. Наше представления о «домашнем» запаздывают, мы будто бы живем в квартире своих родителей, или понимаем дом, как дом своих родителей. Бывая в гостях я вижу более хаотичный быт, менее структурированный – быт переселенцев. Нет желания открывать образы своих жилищ потому, что они не соответствуют журнальным образам жилых помещений. И вот мы видим живое жилое лишь в объявлениях по съемку комнат и квартир, где каждое фото демонстрирует функцию, где нет стыда в бытовом, где задача фото показать этот быт и его структуру. В языке этих фотографий есть полная прозрачность, жаждущая не скрывать, а напротив , выпятить реальное пространство для проживания.. В нашем проекте лишь смысловой конструкт – из чего же состоит дом – кухня, гостиная, спальня, туалет, коридор, входная дверь, черный ход. Это не квартира – это схема пространства, где каждый зал имеет функцию. Исходя из схемы можно понять каждое пространство и стратегию работы с ним. Так или иначе мы все время выставляемся в коридоре, а коридор – это место преддверия, это место входа, это пограничная зона, мы в прихожей и не знаем, как нам вести себя дома, то ли закрыться в туалете от домочадцев, или занять диван, или залезть под кровать, или бегать по квартире. Каждая линия поведения возможна и, если рассмотреть нас как паразитов в квартире. Схематичность творческого поведения в квартире определяется легче, чем залах галереи, где пространство едино в своей функции. Зазор между представлениями о идеальном «домашнем» и реальным «домашним» вот наше вдохновение . Это квартира наружу, это дом шиворот навыворот, это антиквартирная выставка, где празднуют юбилей временного пребывания. Мы же исследуем вопрос уместности искусства в человеческой норе или людском гнезде, это вопрос, обращенный к себе, как жильцам и как художникам. Семён Мотолянец Творческое объединение PARAZIT