По приезде в Париж выдали список состоящий из трёх страниц мелким шрифтом с музеями и городскими галереями, которые можно посетить по пропуску. Я всегда списки воспринимаю как некое руководство к действию, ну и начал посещать по очереди, не откланяясь от очерёдности, уверен, что список этот составляли компетентные французские товарищи. Музей за музеем, строчка за строчкой, в итоге понял, что почти единственное место, где в музее нет искусства — это комнаты туалетные и умывальники, там территория музея не распространяется, ну или точнее там стерильное от искусства пространство. После посещения всех музеев и соотвественно всех этих умывальных туалетных пространств понял, что наступила эпоха даже не жидкого мыла, а пенообразного, не говоря уже о мыле твёрдом. Забавно, но уже можно ни к чему не прикасаться, кроме воды. Контакт с водой неизбежный вариант взаимодействия. Это примерно так же, как таблички «не трогать» в музейных экспозициях, визуальный контакт при просмотре произведений. Когда музеев много, такой подход утомляет — решил вносить небольшой контактный элемент в виде туалетного мыла «лесные ягоды» , привезённого про запас .
Я ничего не понимаю в современном искусстве, да и в классическом тоже. Сначала мне хотелось скрыть этот факт, но потом я решил использовать его в названии выставки. Начиная делать любой проект, выстраиваешь замысел, которому будешь следовать. Выбирая язык и тематику, каждый понимает, что выбрав одно, за рамками проекта останется то, от чего придется отказаться. Этот элемент выбора – сложная и очень важная задача для каждого автора. Проектное мышление сводит работу к узким кейсам, ведь именно сужение тематики и конкретность задачи помогает достичь успеха в определённой сфере, но в то же самое время инструментализирует нас, превращает в функцию и создает одномерность. Нельзя объять необъятное, но именно этого и жаждешь, не хочется приземлять свои мечты, особенно в наше время – время, диктующее рациональность во имя выживания. Эта выставка построена из наблюдений за внутренней методикой работы в мастерской. Мне хочется делать всё, не отказываясь ни от каких находок, не предпочитая медиа, не выбирая из них приоритетные модели, потому что по моим наблюдениям в этом выборе кроется самоцензура, вырождающаяся в репликативность. Персонажность или другие методики, которые позволяют работать с различными языками одновременно, не интересуют меня в этом случае. Мне нравится делать параллельно несколько проектов, которые как бы дополняют друг друга – это конструкция смещения главного, работа с периферийными идеями, хотя кто играет второстепенные роли в этом спектакле до конца понять невозможно. Проект конструируется из доверия методике рассредоточенного внимания и отрицания модели работы «художник – машина для производства искусства». Понимая все слабые стороны такого подхода к построению выставки, я призвал на помощь 4-х кураторов, которые ведут исключительно по одному направлению выставки, не работая с общей историей, в данном случае не столь важной. Кураторы помогают не выстраивать иерархичность значений при таком подходе. Чаще куратор выступает дирижером в коллективных выставках, где у отдельных произведений есть возможность выступить в более сложной конструкции – проекте. В этом же проекте мы сотрудничаем с кураторами немного с другого ракурса – это в определенном смысле антиперсональная выставка, где куратор работает с фрагментом выставки. Цель – не расслоиться и не прийти к мультиинструментализму, а скорее попытаться ухватить то, от чего так или иначе, рано или поздно, придется отказаться. Условия и возможности очень остро диктуют методику работы любому художнику. Надеюсь, каждый из заявленных кураторов во взаимодействии со мной поможет найти тот неявный вывод, который обобщит метод элементов выставки и обозначит, где «общее». Вывод может привести к определенному отказу, а следственно и к очищению методики работы, ведь прием и язык не может быть подлинным интересом художника по моему пониманию роли художника как таковой. Язык, стиль, прием – важный элемент наличия автора, и в тот же самый момент – это те границы загона, в котором мечется их создатель. Думаю, что важно обнаруживать их и после ломать эти границы не во имя расширения поля искусства – это как раз таки пустая иллюзия, – а во имя придумывания себе сложных задач – сверх идей. Чтобы не выйти в производство, не превратится в заводик по изготовлению художественной продукции – к чему, безусловно, и должен привести успех зрительского отклика. И это скорее помехи и хваленая трудоспособность, и чрезвычайная эффективность, и все остальные признаки плодотворной и творческой личности. Что увидит каждый из кураторов, сложиться ли такая рабочая схема, предсказать трудно, но, надеюсь, мы увидим отличия взглядов на понимание искусства. Я же здесь, в определенном смысле, «скользкий человек», не желающий определяться, не желающий делать выбор. Потому что, по моему мнению, должно быть какое-то социальное значение в работе художника, возможность быть агентом изменения окружающего мира, и если это не открывается, значит, время искать. В принципе, я понимаю то, что дезориентирован в поиске методики создания искусства, которое мне подходит, как органичная форма или язык. Почему же эта рассредоточенность не может стать лейтмотивом выставки? Семён Мотолянец
«Временная разметка пуб/личного пространства желтой краской. 14 июня в четверг в 19.00 в Галерее Пространства «КХ» откроется выставка Семена Мотолянца. Эта экспозиция продолжает традицию «летних» брестских выставок художника — живя и работая в Санкт-Петербурге, Семен Мотолянец летом приезжает в свой родной город и регулярно знакомит брестчан со свежими творческими наработками. Центральный блок экспозиции «Временная разметка пуб/личного пространства желтой краской» — серия из 6 рельефных панелей, окрашенных желтой дорожной краской и дополненных подкрашенными той же краской фотографиями малопримечательных, но биографически значимых для Мотолянца пейзажей Бреста— создана специально для брестской выставки. Также на выставке будут представлены работы из более ранних проектов художника («Антифорточки», документация избранных перформансов). Куратор выставки— Лизавета Михальчук.
Мой интерес в проекте, продиктован эмоциональным и интуитивным ощущением места и региона. Общежития на улице Марии Драган выявили проблему взаимоотношений с общим — здесь я говорю о коммунальных умывальниках. Система общежитий не совершена и была создана как переходный этап— закрепления в городе на рабочем месте. Понимая, что коренным образом невозможно помочь с решением этих жилищных проблем людям проживающим здесь, я решил создать объект вынесенный за рамки общежития, но транслирующий тему коммунального умывания в публичном пространстве. Уличное умывание, расширение пространства личного, обусловлено непрекращающимся желанием во время жары попасть в воду или хотя бы умыться. Наблюдения показали, что в необычных местах можно обнаружить самодельные умывальники из пластиковых бутылок— их простота и функция создает новое ощущение пространства. Исходя из увиденного, я решил вывести уличный умывальник на качественно новый уровень. Для этого создал мобильный объект для общественного совершения водной процедуры с использованием воды и большого разнообразия видов мыла. Как элемент малой архитектуры передвижной умывальник должен стать акцентом на улице, привлечь внимание жителей: зрителей и участников своеобразного перформативного действия. В этом проекте пластическое для меня так же важно, как и социальное воздействие. Поэтому выбран язык «временного бытового улучшения», примеры которого можно наблюдать в Кишиневе повсеместно. Есть в этом языке потенциал для переноса в область современного искусства, а также мост для понимания среди массового зрителя. Друзья мойте руки перед едой.